ЧТО ТАКОЕ КАРГО?

Слово «cargo» нейтрально и переводится с английского, как «груз», «грузовой». Но, со временем, термин принял немного другое значение. Сейчас, так называют перевозку грузов без документов. Говоря простым языком — это контрабанда.

Дисклеймер: статья не является способом дискредитации карго-доставок.

Такой вид грузоперевозок используют, когда невозможно доставить другим способом, так как нельзя легально пройти таможенные процедуры. Например: реплики (качественные копии) популярных брендов, пиротехника, “серый импорт” и многое другое.

Несмотря на плюсы карго, не стоит считать единственным основным вариантом, потому что такой вид грузоперевозок очень рискован и непредсказуем. Есть риски остаться без желаемого груза и потерять свои финансы.

Рассмотрим устройство карго-доставок на конкретном примере.

Допустим, одной российской компании нужно перевезти небольшой груз из Китая. Пусть грузом будет партия смартфонов марки iPhone. Перед предпринимателем стоит задача сделать это максимально быстро за минимальные деньги. Произведя несложные расчеты за таможенное оформление и транспортировку, цена товара уже в нашей стране значительно выше. В таком случае эти “айфоны” проигрывают конкурентам на рынке, ведь их себестоимость гораздо выше. Это приводит к снижению спроса у потребителей, а значит убытки у бизнеса. Тут единственным выходом многие бизнесы видят в обращении к карго-перевозчикам, которые обещают доставить любой груз быстро и недорого. Со стоимостью таможенного оформления тут решают проблему крайне просто. У грузов есть свой индивидуальный ТН ВЭД, который используют для расчета конечной стоимости оформления на таможне. При карго-перевозках один такой код заменяется другим, чтобы снизить цену. Например: везут “айфоны”, но по документам-стройматериалы.

Часто перевозки такого типа происходят не прямым рейсом из Китая, а через страну, в которой легче договорится с таможней. Например, Казахстан. После растаможки там, груз ввозится в РФ по упрощенной процедуре, потому что обе страны являются участниками ЕАЭС. На этом перевозка завершена. Заказчик получает груз гораздо дешевле.

Так рекламируют свои услуги компании, занимающиеся карго-перевозками. Они очень часто пользуются всеми способами саморекламы. Например, оставляя комментарии под постами легальных компаний. Но это все только красивые слова. А что же на деле? В большинстве случаев при таких перевозках есть целый список возможных рисков.

РИСКИ КАРГО

  1. Утеря или кража. Никакого юридически обязывающего договора, чаще всего, такие компании не заключают. В этом случае при потере вся ответственность полностью на предпринимателе.
  2. Груз может быть поврежден. Чаще всего для карго-перевозок используют автотранспорт. При перемещении товара из одной фуры в другую, он может быть поврежден либо незначительно, либо потерпеть сильное воздействие окружающей среды.
  3. Частые задержки поставок. Самое главное преимущество “карго”- скорость. Это достигается за счет автоперевозок (они быстрее любых других доступных) и большой регулярностью отправок. Некоторые карго-компании не ждут накопления груза на складе, а почти ежедневно отправляют груз. Но в современной реальности наглядно было показано (2020-2022 гг), что это не всегда так. На границах стран образовалась целая очередь из фур. Оперативно решить проблему невозможно из-за определенной пропускной способности таможни. В итоге карго-перевозки занимают столько же времени, как и мультимодальные, но с рисками гораздо выше вторых.
  4. Нестабильность цены. Тариф вначале перевозки может отличаться от конечного даже в несколько раз. На это бывают разные причины: вынужденное страхование груза из-за высоких рисков. Очень часто, из-за использование автотранспорта, клиент доплачивает за дополнительную упаковку.  Конечно, есть и другие непредвиденные обстоятельства. Например, заранее определить цену транспортировки практически невозможно, что затрудняет качество планирование бизнеса.
  5. Таможенные риски. В 2020 завершился процесс реформирования Федеральной Таможенной службы. Данные по декларациям из 660 пунктов таможенного оформления сконцентрировались в 16 специально созданных ЦЭДах(центрах электронного декларирования). Это в разы повысило возможности контроля таможенников над участниками ВЭД. На данный момент в ФТС хранятся данные на всех участников ВЭД, которые подали хотя бы одну декларацию с 2013г. Используя этот массив данных, система автоматически рассчитывает вероятности подачи недобросовестной декларации тем, или иным участником ВЭД и выдает рекомендацию на дополнительную физическую проверку груза(досмотр) на соответствие данным из декларации. Несложно догадаться, что введение данной системы кратно увеличивает количество проверок груза у карго-перевозчиков. Крометого продолжают ужесточаться меры по борьбе с контрабандой. Так за 2020г. несмотря на коронокризис и снижение товарооборота общая сумма административных штрафов с участников ВЭД не только не уменьшилась, а увеличилась с 1,4 до 1,5 млрд. рублей по сравнению с 2019. Кол-во конфиската осталось прежним, а стоимость товаров, задержанных в рамках таможенного контроля, выросла с 1 млрд. руб до 2,5 млрд., т.е. в 2,5 раза! И это только начало. Начиная с 2021 с восстановлением торгового оборота между странами кол-во проверок недобросовестных участников рынка, а вместе с ними размеры и кол-во штрафов и конфискаций только растет. Так что надежды тех, кто надеется на русский «авось» и очередные удачные карго-авантюры могут разбиться о жесткую реальность. Договориться с отдельным человеком-таможенником и «порешать вопрос» возможно, с машинным алгоритмом — нет.
  1. Возможность постпроверок. Успешное пересечение границы карго-грузом и прохождение процедуры таможенного оформление вовсе не означает, что проблемы не накроют предпринимателя позже. Ведь карго изначально предполагает отсутствие легальных документов о происхождении груза, грузовой таможенной декларации и сертификатов соответствия, необходимых для реализации товара на территории РФ. Да есть компании и услуги по выдаче нелегальных сертификатов, но при желании всё это легко проверяется ФНС и другими контролирующими органами. И когда дойдет до проверки обосновать происхождение груза окажется невозможным. Это грозит очень большими проблемами вплоть до полного закрытия бизнеса и уголовного преследования. Кроме того, отсутствие легальных документов не позволит компаниям-импортерам производить возврат уплаченного НДС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой статье мы подробно обсудили тему рисков при карго-перевозках. Решать вам: готовы ли вы их взять на себя? В качестве альтернативы карго можно рассмотреть легальные перевозки сборных грузов.